polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Пять постов - вдогонку.

Я написала пять постов, как и обещала, но у меня осталось два лишних вопроса, которые кажутся мне интересными. Первый - о том, кто из современных писателей, на мой взгляд, войдет в классику двадцать первого века, второй - о любви. (Это я рассуждаю, вместо того, чтобы шерстяные носки к поездке найти).

С любовью, правда, не просто. Во-первых, мне кажется, что все, что я пишу, так или иначе - все равно о любви или об отсутствии любви, то есть, о любви со знаком плюс или минус. Во-вторых, написать о любви после всего, что о ней написано - даже здесь, в ЖЖ, написано ярко, талантливо - это сложно. Я, Ксан, подумаю, получится - напишу, не получится - не буду. :)
А вот про классику интересно порассуждать.
Мне кажется, для начала неплохо бы определиться с тем, что такое "классика". Кого считать гениальным, а кого - только выдающимся? На каком основании одни писатели прочно поселяются в хрестоматиях, а рукописи других уносят воды Леты? Случай? Талант? Могущественные друзья и враги?
Все это наверняка важно, но, допустим, писатель талантлив и фортуна благоволит к нему. Станет ли он однозначно классиком? Нет.

Истинный классик пишет о нас. Обо мне, Васе, Фросе, соседе Пете. Если окажется, что при этом он еще умудрился написать о Барбаре, Антуане и Мэри, то у него есть все шансы стать всемирным классиком. Роман может быть о социалистической революции, а может - о французской буржуазной. Но если я читаю его, о чем бы он ни был, то все время сверяю себя с героями, осознанно или нет. Нахожу в них собственные черты, сходные со своими мысли и поступки, значит, у романа есть все шансы стать классикой. Людям интересны они сами, они сами и никто, кроме них самих. Я читаю про Наташу на балу, и я сливаюсь с ней. Я не Наташа, я совсем иная, но вот в этом эпизоде я узнаю себя - я тоже в седьмом классе попала на школьный вечер, и у меня был красивый наряд, я думала, что влюблена, и с замиранием сердца ждала, пригласит ли меня кто-нибудь танцевать. Бинго. Толстой описал если и не меня, то кого-то, кем бы я могла быть. Кого-то, кем я себя могу вообразить.
Я беру в руки роман Сорокина - а он, на мой взгляд, великолепно, виртуозно владеет словом, он, безусловно, очень талантлив - и не могу отождествить себя ни с кем. Ни со съеденой девушкой, ни с ее родителями. Я не думаю, что Сорокин будет классиком. Ну, если только еще что другое напишет, настоящее.
Классик, как и почти любой писатель, отражает то, в чем он живет - страну, эпоху, события, происходящие вокруг. Но при этом в его романе обязательно будет нечто вечное, нечто, что было и будет всегда. Остроактуальный, пусть даже и остроталантливый, роман о перестройке вряд ли войдет в классику, он утратит актуальность, как только вымрут последние динозавры, помнящие перестройку. А вот если он будет романом о любви, о верности, о предательстве, о дружбе во времeна перестройки - тогда да, он может стать классикой.
Вот примерно такие критерии, наверняка, что-то еще можно к этому добавить. Давайте же применим их к имеющимся писателям.
Сорокин - нет.
Пелевин - не думаю. Слишком злободневно, не для вечности.
Улицкая? Я не считаю ее выдающейся писательницей, только не сердитесь на меня, поклонники Людмилы Евгеньевны, о вкусах не спорят. В ее романах нет психологической глубины, они поверхностны, порою неряшливо написаны, исторически неинтересны, хотя порою забавны. На мой взгляд, лучшее, что она написала, это "Медея", которая является приятным образчиком женской прозы, но не более того. Улицкой - решительное нет.
Дина Рубина? Я думаю, да. Если бы меня спросили, я бы голосовала "за". Особенно после последнего ее романа, который здорово отличается от предыдущих. Ей немножко не хватает вот этого самого попадания мне прямо в сердце, чтобы можно было себя отождествить с героями, но совсем чуть-чуть. И я надеюсь, что она еще напишет главную свою вещь.
Татьяна Толстая? Скорее всего, да.
Если включить в мир классики фэнтези, то, пожалуй, Макс Фрай. Мало того, что очень убедительно выписан придуманный мир - в него не то, что хочется верить, в него веришь - так еще и главный герой не кукла, а совершенно живой современник, узнаваемый и в плохом, и в хорошем. У Фрая в романах есть любовь, дружба, страх, отчаяние, да еще этот мир и не устареет никогда, и читать интересно, не оторвешься.
Как-то у меня все одни женщины в списке получились. К матриархату движемся, а?
На этом мой список пока закончен. Я, правда, последнее время очень мало читаю. Может быть, я упустила кого-то из ярких авторов, достойных быть классиками. Ну что ж, подскажите мне имена, а если еще и ссылку дадите на сетевой ресурс - премного буду вам благодарна. Обсуждение открыто, воззрения автора поста вполне можно оспорить. :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments