polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Сувенир на память

Сегодня мы немножко поговорим о съемке мелких предметов цифровой камерой-мыльницей.


Я знаю, что это совершенно несистемно, но сегодня мне хочется написать именно об этом. В следующий раз, наверное, поговорим о выдержках и диафрагмах, а вот сегодня - о мелких штучках.
Допустим, вы хотите похвастаться перед друзьями вещичкой из своей коллекции. Или выставить свое изделие на продажу. Друзья или покупатели в руки взять вашу вещичку не смогут, а будут смотреть на нее с экрана. Значит, вам надо постараться сфотографировать ее так, чтобы она выглядела на экране не хуже, чем в жизни (У очень многих это совсем не получается - достаточно прoлистать пару страниц на ибэе, что убедиться, что это правда).
Для этого нужно следующее.
Манипуляции с камерой:
1. переведите камеру в режим макросъемки. Режим этот обычно обозначается в меню иконкой-цветочком, а если вы не знаете, как перевести в него камеру, обратитесь к инструкции. Макрорежим позволяет снять мелкие предметы так, чтобы они получались на неувеличенном снимке, как минимум, в в масштабе 1:1, а желательно - больше. У простых цифровиков возможности увеличения не ахти какие, но снять сувенир или брошку можно очень даже неплохо.
2. Установите баланс белого в зависимости от вашего освещения.
3. Отключите вспышку. Если вы снимаете блестящий предмет, то вспышка вам все испортит своими бликами. Она и не блестящий предмет тоже может испортить.
Выбор фона. Можно, конечно, снимать вещь в родном интерьере, на полке. При этом вы имеете большие шансы на то, что снимок получится так, как получались и все предыдущие снимки - тускло и невыразительно. Поэтому лучше всего потратить чуть больше времени и снять ваш предмет на подходящем фоне.
Фон вы можете выбрать либо контрастный (черное на белом, белое на черном), либо нейтральный, но он должен быть однотонным. Я люблю снимать на ткани. Черным фоном у меня работает черная майка из синтетического велюра - я купила ее за копейки в магазине секонд-хэнд. У нее есть единственная проблема - на нее цепляется всякая ерунда, поэтому надо хорошо чистить ее перед съемкой (я чищу липучкой специальной для снятия кошачьей шерсти с одежды), и иногда еще приходится дочищать соринки после в фотошопе.
Нейтральным фоном для этой съемки послужил кусок муслина, не вполне белого, а с чуть желтоватым оттенком, что не очень хорошо - если бы я специально снимала что-то на продажу, то купила бы белый, а так взяла тот, что был дома, я использую его как подкладку, когда шью мешочки для карт Таро. :)
А теперь главное, и самое трудоемкое дело - поставьте свет для своей съемки.
Проблема в том, что свет вам нужен мягкий, без бликов и без резких теней, рассеяный свет - ведь вашу вещь нужно показать так, чтобы можно было рассмотреть все детали! Для этой цели существуют даже специальные приспособления - софтбоксы, но они стоят денег, и лично я тратиться на их приобретение не буду.
Самые идеальные условия для съемки даст вам простой дневной свет. Но это должен быть не яркий солнечный свет, как вы можете подумать - солнечый свет как раз бросит резкие тени, которые будут казаться черными, а блики окажутся слепяще-белыми, и в них потеряются все детали. Лучше всего вам подойдет свет в серенький пасмурный день, когда небо завешено плотной такой молочной пеленой. Тучи прикрывают источник света - солнце, и мягко рассеивают его свет. Вы получаете натуральный софтбокс размером с мир. Можно выйти на улицу, на балкон или устроиться у окна и составить cвою композицию для съемки.
Два следующих снимка сделаны следующим образом:
В углу комнаты, на столике с компьютером, есть уголок, куда падает свет от окна. Окно маленькое и находится далеко от столика, так что света доходит мало. Но на тот же столик падает еще и свет от потолочной лампы, и мягкий свет от компьютерного экрана. Освещение получается сложным, любой предмет отбрасывает тень, и для съемок на продажу этот угол явно бы не подошел. Но он вполне годится для того, чтобы просто показать вам маленькую фигурку танцующей девушки, которую я вожу с собой по свету уже много лет. Фон я выбрала контрастный (черная майка). Майку я накинула на пару чашек так, чтобы она спускалась с чашек на стол. Поставила на нее фигурку и осмотрела фигурку со всех сторон - ее пришлось немного подвигать, потому что мне надо было найти положение, при котором фигурка не будет в тени, и при котором в центре кадра будут видны только фигурка и фон, и ничего больше.
Последнее сделать нетрудно, так как макрорежим позволяет сильно приблизить камеру к объекту. Да, и приблизьте камеру настолько, насколько вам нужно, с учетом возможностей вашего аппарата (если минимальное расстояние для макросъемки у вас 10 см, то не приближайтесь на 8 - будет нерезко).
Перед тем, как нажать на кнопку, учтите следующее - если вам надо, чтобы весь предмет был в фокусе, то держите камеру параллельно объекту, иначе часть его получится в фокусе, а часть - нет. Это происходит из-за того, что в макрорежиме камера широко открывает диафрагму и уменьшает глубину резкости изображения (если вам это ничего не говорит - не расстраивайтесь, я в следующих уроках об этом расскажу, ладно?).
И еще - в макрорежиме камере потребуется больше времени для фокусировки, особенно, если света мало, как на моем снимке. Нажмите кнопку спуска до половины и дайте камере сфокусироваться на предмете (в моей камере, когда она готова, в той точке, куда наведен фокус, появляется машущая мне ручка. Что у вас - смотрите в инструкции). Держите камеру крепко - если руки дернутся, то снимок выйдет смазанным. Вот и все. Спуск.





А вот к тому времени, как я собралась снять мою танцовщицу на муслиновом фоне, солнце село, стало темно, и мне пришлось сооружать импровизированный софтбокс. В импровизации задействованы: собственно муслин, который надо было бы погладить, но было лень; два стула; большая белая картонка, которая стоит на полу за обоими стульями, муслин наброшен на нее одним краем; лампа - это просто галогенная лампа, дешевая, не фото. Можно использовать любой светильник с яркой лампой, хотя, чем белее лампа, тем лучше. В Америке стоит прикупить лампочки с названием "Reveal", они продаются там же, где и все остальные бытовые лампочки.
Лампа направлена так, что часть света падает на фон снизу, часть - на картонку и тот фон, что висит на картонке. Ну да вы сами видите.

Наводим, снимаем...



Ай-яй-яй! Глубокая тень от ручек танцовщицы закрыла и руки, и грудь! (Ну да, свет-то падает снизу, тень ложится кверху). Что делать? Все пропало?!
Да нет, не все. Эту тень надо просто-напросто подсветить. И делать это мы будем отраженным светом.
Свет от лампы идет вверх, к муслину, рассеивается через муслин и снова идет вверх. Если на пути этого света поставить белый отражатель, то часть света отразится и пойдет обратно вниз.
Чем будем отражать? Ну, кто чем, а у меня под рукой - рулон бумажных полотенец. Берем рулон в левую руку, камеру в правую. Поворачиваем рулон так и сяк, глядя на тень, до тех пор, пока не увидим, что тень посветлела.



Посмотрите - я не меняла положение ни фигурки, ни света. Белый рулон отразил обратно вниз белый свет, и свет этот высветлил тень. Вот она, фигурка. Все детали видны ясно и четко.



Вот здесь я ее немножко повернула, и рулон пришлось чуть подвинуть, но принцип тот же.



Из постобработки здесь есть автоуровни в фотошопе (муслин был желтоватый, и бросал желтоватый оттенок на фигурку. Будь он белый, можно было бы и без уровней), кроп, одноразовый шарпенинг и ресайз - то есть, совершенно элементарные вещи, и безо всего, кроме кропа и ресайза, можно было бы обойтись.
Наверняка все можно было сделать и лучше, но этот результат уже вполне приемлем. Муслин только мятый, ага, что нехорошо - cкладки отвлекают.

UPD: У меня здесь "софтбокс" симпровизированный и совсем уж примитивный, а вот здесь идея, как сделать очень даже приличный. На английском, правда. но с картинками.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments