polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Попытка портрета

В прошлый раз мы говорили о перспективе, о том, как она может придать глубину снимку.
Однако не на всех снимках можно и нужно показывать перспективу - при съемке портрета, например. В таких случаях объем можно придать игрой света и тени.

Я постараюсь показать это на примере нескольких снимков, позировать для которых согласился мой сын. К сожалению, на большее терпения у него не хватило - он терпеть не может фотографироваться.
Снимки сделаны цифромылом, и, кроме одного, ни один из них не был обработан в фотошопе.
Цифромыло - не очень подходящий аппарат для съемки портретов, и мне это известно, но, допустим, у вас нет ничего другого, а вы хотите поместить карточку ребенка в альбом или послать ее бабушке.
Что делает чаще всего обычный ламер от фото?
Примерно нечто вот такое.






Ребенок усаживается, мама говорит ему "Посмотри на меня", кнопка-вспышка-бамс-готово.
В результате чаще всего получается напряженный взгляд и залитое светом лицо, с бликами на носу и лбу, плоское и невыразительное, как блин. Ну и задний фон любитель обычно оставляет без внимания, и масса предметов, стоящих по углам, отвлекают внимание зрителя.
Как можно сделать лучший снимок, не располагая специальными средствами? (Любители критиковать - я не говорю "отличный", я говорю "Лучший").
Во-первых, найдите на своей камере кнопку, которая отключает вспышку. Встроенной в цифровики вспышкой очень просто испортить почти любой кадр.
Она бывает нужна, чтобы подсветить тень, но пользоваться ей надо умеючи. Сама я очень редко ее включаю.
"Но ведь темно!" - скажете вы.
Темно. Значит, спланируйте снимок заранее. Мы ведь хотим карточку для бабушки, значит, это не что-то спонтанное, вполне можно заняться этим утром выходного дня, когда комната освещена дневным светом.

У вас северная сторона, и света все равно мало?
Я сейчас снимаю совсем небольшую квартирку с очень маленькими окнами, и дневного света у меня почти нет.
Потолочного, впрочем, тоже. Есть две напольных лампы, одна высокая, другая - низкая, ими я и пользовалась.
При этом я намеренно затемнила свои снимки - в меню цифровиков обычно есть кнопочка с названием EV.
Где именно она находится в вашей камере, нужно посмотреть по инструкции. Эта кнопка нужна для того, чтобы преодолеть автоматические настройки камеры при определении экспозиции (количества света, которое попадет на матрицу). Если она стоит на нуле, то экспозиция будет именно такой, как рассчитает автоматика. Если вы сдвинете кнопку в сторону плюса, снимки будут светлее (в них попадет больше света). Я обычно устанавливаю эту кнопку в -2, максимум того, что позволяет мне камера. Мне так нравится. Вы же можете поиграть со своей камерой и найти режим, который будет устраивать именно вас.


Я осветлила схожий снимок в шопе, в результате, естественно, усилился шум, пришлось убирать шум. Лично мне темный вариант нравится больше, а этот - так просто, для примера.


Во-вторых, найдите место, где вы будете снимать. Желательно, чтобы за спиной у модели был ровный фон без лишних деталей (стена, дверь. Только посмотрите, чтобы линия двери не "перерезала" голову напополам).
Очень желательно, чтобы фон был не сразу за спиной у объекта съемки, а подальше, иначе, если это обои с рисунком, например, фон может слиться с объектом.
В-третьих, переведите камеру в режим "портрет". Этот режим позволяет несколько размыть фон, при условии, что фон не очень близок к объекту. Насколько он может его размыть, зависит от камеры.
Попросите того, кого вы снимаете, повернуться в разные стороны, посмотрите, как падает свет на лицо. Может, вы захотите взять настольную лампу и попробовать осветить лицо сбоку, или поставить лампу сзади, так, чтобы она освещала волосы. (Если вы используете лампы, то не забудьте про соответствующий баланс белого!) Ваша задача - найти сочетание света и тени, а не исключить тень. Тень придаст снимку объем.
Если ребенок фотографируется с игрушкой или животным, не надо, чтобы он смотрел прямо в аппарат. Пусть смотрит на куклу или кошку, выражение лица получится живее.

Отойдите подальше и зумируйте объектив. Постарайтесь, чтобы тот, кого вы снимаете, занимал как можно большую часть кадра. И не забывайте о правиле третей.




На следующем снимке свет был только сбоку, и один глаз получился совсем в тени. Если бы мой сын был терпеливей, это легко можно было бы исправить, поставив маленькую лампочку с другой стороны, или же поставив там белый отражатель (лист картона, например, или доску с белой простыней). Свет лампы, которая освещает левую половину лица, отразился бы от отражателя и упал бы на правую половину, чудь подсветив тень.





Все снимки, которые сделаны без вспышки, имеют красноватый оттенок, потому что стены в моей кватирке выкрашены в краный свет. Это можно было бы исправить в шопе, но мне это даже нравится - оттенок придает снимкам определенное настроение, которое исчезло бы при обычной цветовой гамме.
Да, и ни в коем случае не ограничивайтесь одним-двумя снимками. Снимайте много, пусть вы даже заполните всю флешку - лишнее легко можно стереть. Фиксируйте каждый поворот головы, каждую смену выражения лица.
И учтите - если вы будете снимать при недостаточном освещении, камере понадобится больше времени для того, чтобы правильно экспонировать кадр. Это значит, что ваш объект должен сидеть неподвыжно, а вы должны крепко держать камеру в руках, а еще лучше - воспользоваться штативом. Я эти снимки делала без штатива, по лени, а сын все время смеялся и строил рожи, так что половина снимков вышла нерезко, и я их стерла).
Не знаю, как вам, а лично мне любой из темных и красных снимков нравится больше, чем первые два.
На первых мой сын и вовсе на себя не похож, а на остальных он живой, такой, каким бывает обычно.
Попробуйте поснимать своих домочадцев, и расскажете потом, что получилось. :)
Да, я, наверное, должна обыла об этом сказать отдельно, но не сказала - о разных типах освещения. Упомяну только основные.
Первое - это переднее, фронтальное, когда свет стоит перед объектом и падает прямо на него.
Объект бывает хорошо и ровно освещен, но снимок кажется невыразительным и плоским. Хорошо для снимка на паспорт.
Заднее (контровое) освещение. У меня нет фотолитературы на русском, я могу употребить неточный термин. Корректные поправки без перехода на личности приветствуются, за остальное буду банить, надоели нападки, чесслово)- свет падает на объект сзади, допустим, человек сидит на стуле, а лампа стоит на полу за стулом, и направлена так, что свет освещает его сзади, но не засвечивает фон. Если у человека пушистые волосы, пышная прическа,то подсветка может получиться очень интересной. Лицо, естественно, будет в тени, и будет нужен дополнительный источник света.
Боковое. Самое выигрышное там, где надо придать объем. Попробуйте поставить лампу немного спереди и сбоку, так, чтобы свет падал на лицо под углом 45 градусов, и посмотрите, как лягут тени. Сравните снимок, сделанный при таком освещении со снимком, снятым при освещении переднем.
Уясните главное - освещение можно и нужно менять. Играйте со светом - и вы получите тень. Тень даст объем.
Экспериментируйте, снимайте, и выбирайте то, что нравится вам больше всего.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments