polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Немного о перспективе

Меня упрекнули в одном из комментариев, что я пишу о фотографии не так, не то, и рассказываю совсем не о том, о чем надо.
"правильно было бы поставить задание передать ощущения и рассказать как можно этого достичь, а вы предлагаете людям искать линиии вместо эмоций" - написал комментатор.

Я сделала паузу в своем фотоликбезе после этого комментария - мне надо было его хорошенько обдумать.
Обдумав, я могу сказать следующее: я не смогу научить вас выражать в снимках эмоции и ощущения. Более того, я не уверена, что этому вообще можно научить. Мне почему-то кажется, что к этому, так же, как и к собственному стилю, каждый должен прийти сам.
Я еще раз напоминаю - цель этих уроков в том, чтобы объяснить азы тем, у кого не получается вообще ничего, кто хотел бы делать снимки с пониманием того, что происходит при нажатии на кнопку.
А если вы хотите научиться передавать эмоции, то я тут помочь не смогу. Для этого возьмите что-нибудь, например, стул, и фотографируйте его день за днем, при разном освещении, в разных ракурсах, накидывайте на него то теплый плед, то ситец в цветочек, и старайтесь, чтобы снимок со стулом вышел у вас то грустным, то задумчивым, то нежно-радостным. Это упражнение, если вы будете повторять его часто, наверняка поможет вам со временем научиться выражать эмоции. А я буду тем временем рассказывать про линии, то, что знаю. Я считаю, что без этого тоже не обойтись.
Итак... Давайте поговорим немного о передаче объема.
Фотографическое изображение - это плоская картинка, имеющая только высоту и ширину. Для того, чтобы снимок стал казаться "живым", то, что изображено на нем, должно выглядеть объемным. То есть, снимая, фотограф должен пытаться создать иллюзию объема.
Средства, которые используются для этого, близки к тем, что используют художники - ведь перед ними стоит та же задача, обмануть сознание, "оживить" двумерную картинку.
Иллюзия объема может передаваться при помощи перспективы.

Один из видов перспективы - это линейная перспектива. Это понятие означает то, что в нашем реальном мире, в отличие от мира чистой математики, все параллельные линии, которые видит глаз, неминуемо сойдутся в одну точку, расположеную на линии горизонта (то, на каком уровне находится горизонт, зависит от расположения глаз художника или фотографа, но это знание сейчас не особенно важно).
Если мы видим на фотографии улицу, дорогу, реку ли что-то еще, имеющее границы, которые должны быть параллельны, а на снимке эти границы постепенно сближаются, то мозг вспоминает по своему опыту, что такое обычно бывает с предметами, которые имеют большую протяженность в пространстве. Мозг применяет это знание к снимку, и нам начинает казаться, что изображение на снимке имеет глубину, что место, где обочины дороги сходятся максимально близко, находится дальше от наших глаз, чем самое широкое место.
Второй вид перспективы - это перспектива воздушная.
Воздух - не вполне прозрачная среда, обычно в нем взвешено немало частиц пыли, копоти и прочей мути, особенно в городах или рядом с ними. Кроме того, даже в чистейшем воздухе обязательно есть распыленные капельки воды. Все эти примеси не видны, когда мы смотрим сквозь небольшую толщу воздуха - несколько метров, даже десятков метров.
Но если смотреть сквозь километры воздуха, то примеси станут очевидны: сильно отдаленные предметы (горы, городские башни) видны не так четко, как предметы близкие. По мере удаления от глаза предметы не только становятся меньше, но и теряют четкость, цвет, детали становятся неразличимы, неконтрастные контуры сливаются вместе.
Если отобразить это явление на снимке, то снимок будет казаться более объемным.
Снимок, приведенный ниже, сделан не мной, это один из образцов, которые зачем-то были любезно загружены в папку "Мои картинки" в моем новом компьютере компанией Майкрософт.

На этом снимке великолепно видна линейная перспектива - бетонное ограждение бассейна (фонтана?), такое широкое в начале, почти сходится ближе к храму. Сам храм, колонны и деревья рядом с ним, заметно бледнее, менее четки, чем предметы на более близких планах (перспектива воздушная). Сочетание двух видов перспективы дает великолепную иллюзию глубины, реального пространства. Постарайтесь использовать эти виды перспективы там, где можно (особенно это касается пейзажных съемок). Снимая здание, постарайтесь найти такую позицию, с которой будет видно не только интересующее вас строение, но и отдаленные небоскребы, например. Или, если уже в кадр все равно входит дорога, то постарайтесь найти такой угол для съемки, где эта дорога будет сужаться, следуя законам перспективы. Не надо искажать ради этого замысел снимка, но надо непременно стараться найти возможности максимально использовать законы перспективы, особенно, если вы проводите отпуск в далеких красивых краях и хотите запечатлеть эту красоту на память.
Кстати, если уж я упомянула о планах изображения. В фотографии обычно выделяют передний, средний и дальний план. Передний план - то, что находится непосредственно перед камерой, дальний план, соотвтственно, наиболее удаленный от камеры, ну и средний - то, что заполняет пространство между этими двумя.
На этом снимке передний план представлен цветочными горшками, средний - водой в фонтане, а на дальнем планe расположен сам храм. Наличие переднего плана тоже добавляет ощущения пространства; обычно там располагается заведомо небольшой предмет - ветка дерева, цветок, или цветочный горшок, как на снимке. Если на дальнем плане находится премет, заведомо большой (здание, гора), а предмет на переднем плане по размерам изображен большим относительно предмета на заднем плане, то это означает для мозга, что заведомо большой предмет находится дальше (на самом-то деле картинка плоская, но мы этого уже не видим! Храм для нас расположен сильно дальше цветочных горшков, потому что в жизни горшки маленькие, а храм - огромный, на картинке же храм всего раза в четыре выше горшков!) Маленькие предметы на переднем плане позволяют мозгу сопоставить величину разных объектов, и, исходя из этого, "вычислить" отдаленность этих предметов друг от друга.
Именно поэтому фотографы обычно норовят всунуть какую-нибудь ветку или другую деталь на передний план снимков, это придает глубину изображению. Но учтите, eсли главным предметом на снимке является объект дальнего плана, то деталь на переднем плане не должна быть сильно большой или яркой, ее задача - усилить эффект глубины, а не перетянуть на себя внимание зрителя!






Выше приведены два моих снимка, снятых на берегу Тихого океана.
На верхнем снмке хорошо видны все три плана - трава на переднем, вода в заливе на срднем, и холмы на другом берегу залива - на дальнем. Линейной перспективы здесь нет, зато хорошо выражена перспектива воздушная, дальний холм значительно бледнее холма ближнего. Я считаю, что этот снимок удачен и вполне передает глубину. Снимок же нижний очень нравится мне своими цветами, но почему-то я не включила в кадр ближний план, и в результате снимок проигрывает по выразительности и глубине верхнему снимку.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments