Ничего пока не нашла от слова совсем. Если кто хочет подключиться к поиску - дайте знать, если найдете.
Но я, собственно, не о том, а про то, что в процессе поиска я наткнулась на несколько интересных антропологических публикаций.
Human Ecology, 1989, A review: dietary restrictions on hunter-gatherer women and the implications for fertility and infant mortality (Обзор: ограничения в питании женщин охотников-собирателей и их последствия для деторождения и детской смертности).
Оказывается, во многих подобных племенах молодым женщинам часто запрещается есть мясо во время беременности, кормления грудью, у некоторых племен - во время месячных. То есть, молодые женщины становятся вынужденными вегетарианками в эти периоды жизни.
А знаете, почему?
Ребенок от плохого питания матери не пострадает, во всяком случае, пострадает меньше матери - это у нее выпадут зубы и волосы, а он может вполне ничего так вырасти (мы сейчас не говорим о рахите, дифтерите, поносах и прочих таких аспектах жизни в слиянии с природой).
А вот материнский организм ощущает нехватку белка и прочих нутриентов очень серьезно. В результате восстановление менструального цикла после родов затягивается надолго. Пока нет в рационе мяса, нет нормального гормонального циклирования, нет созревания яйцеклетки, нет месячных, новая беременность невозможна. Таким образом, полуголодная диета позволяла женщинам рожать пореже, а значит, и умирать пореже, и жить немного подольше, даже если и без зубов. То есть, парадоксально, вегетарианцы правы, хотя и совсем не так, как многим хотелось бы: в неразвитых обществах вынужденное вегетарианство способствует контролю рождаемости и увеличивает женскую продолжительность жизни за счет снижения количества родов.
Всем, конечно, понятно (я надеюсь), что первобытное вегетарианство нынешнему не чета, тогда-то не было ни булок пышных, ни яблок сладких, так что современное вегетарианство, да даже и веганство для контрацепции не подходит. А вот тогда такая была интересная близость к природе.