polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Вася и Фрося в золотом разрезе

Скажите честно, если вы хотите запечатлеть кого-нибудь из своих друзей и знакомых "на память", то где, скорее всего, вы поместите его в кадре? М-м-м?


Я почему-то думаю, что больше всего шансов, что ваша модель окажется в центре снимка. И даже знаю, почему - "чтобы весь поместился, и чтобы вышло резко". Так, нет?
Немало есть на свете фотоальбомов, где изображены Васи и Фроси, в обнимку и порознь, на фоне природы, особенно - морских заливов и океанских берегов. Море на этих снимках чаще всего рассекает снимок на две равные половины по горизонтали (чтобы и небо вошло, и море, и вообще для симметрии), а герои стоят на бережку максимально близко к воображаемой срединной вертикали и строго смотрят в объектив. Справедливости ради надо сказать, что иногда эти фотографии бывают интересны - допустим, им пятьдесят лет, и Фросины прическа с платьем привлекают внимание с точки зрения истории моды. Но чаще всего эти кадры представляют интерес только для самих Васи и Фроси, и, при некоторых обстоятельствах - для их супругов, а гости норовят пролистнуть эти безликие страницы - гостям, по большому счету, пофиг важный исторический факт "Вася и Фрося были здесь".
Этот пассаж был написан мною как прелюдия к важному факту, который я хочу сообщить: в большинстве случаев размещение объекта съемки в центре является проигрышным с точки зрения композиции. Центральное положение и симметрия вызывают ощущение статичности и скуки (не всегда осознанные). Поэтому, если только художественный замысел не построен именно на симметричности и центральности, то их надо избегать. Это касается и Васи с Фросей, и линии горизонта.
С горизонтом все просто - надо опустить или поднять камеру так, чтобы большую часть кадра занимало либо небо, либо море. Чему отдать предпочтение? А что именно вы хотели бы подчеркнуть? Красивые барашки на воде? Тогда пусть в кадре будет больше моря. Пушистые облачка? Тогда пусть будет больше неба. Если подчеркивать ничего не хочется, тогда это дело вкуса. Но не давайте этому горизонту разрезать ваш снимок на две равные части.
А что с героями снимка? Куда поместить их, чтобы снимок был интереснее?
Для того, чтобы об этом рассказать, мне придется сделать очередное лирическое отступление.
(На самом деле его можно пропустить и сразу спуститься вниз, но надо же мне блеснуть знанием основ)!
Я думаю, что всем известен термин "золотое сечение" и ассоциирующаяся с ним картинка (забыли картинку? Наберите в гугле "Кот да Винчи"). Сейчас я попытаюсь объяснить, какое отношение имеет сей феномен к Васям и Фросям в фотографическом разрезе.
Если сильно не углубляться в математику (числовой ряд Фибоначчи и иже с ним), то достаточно сказать, что в "золотой пропорции" находятся два отрезка, один из которых длиннее другого в 1,68 раз. Или один из которых короче другого примерно в 0.6 раз.
Число это - 1,68 - не было взято с потолка. Оно было получено несколько тысяч лет назад учеными, которые, в отличие от нынешних ученых, не делились на узкие специализации, а пытались охватить умом все сразу - и философию, и математику, и поэзию.
Трудно сказать, кто именно впервые заметил, что предметы и изображения, чьи размеры равны или близки к золотой, особенно приятны для глаза. И еще труднее выяснить, является ли эта пропорция приятной для глаза, потому что на удивление часто встречается в природе, или наоборот - она часто встречается в природе, потому что какой-то неясный механизм делает ее приятной для живых существ... Но факт остается фактом.
Вот как это выглядит на практике: я всегда полагала, что мои пальцы могли бы быть чуточку подлиннее. Не то, чтобы сильно переживала из-за их длины, но была смутная неудовлетворенность, которая особенно остро проявлялась в ювелирных магазинах. Кавалеры же мои всегда твердили, как сговорившись - "какая красивая, аккуратная, маленькая ручка!" Я полагала, что они нагло льстят и подлизываются.
И вот сейчас я измеряю свой самый длинный палец линейкой: 7 см. Ладонь от основания пальца до начала запястья - 11 см. Соответственно, вся кисть - 18 см. Палец соотносится к ладони точно так же, как ладонь соотносится ко всей кисти, в отношении 0.6... Кавалеры были правы - пальцы ничуть не короткие, а совершенно нормальные, хороших пропорций. А то, что они казались короткими мне самой... Ну, возможно, виновата элементарная жадность - зачем было пытаться навинтить на пальцы столько серебряных колец одновременно?
Немного ниже вы можете увидеть способ построения идеального, совершенно гармоничного прямоугольника (возьмите квадрат. Разделите пополам по вертикали. Проведите вертикальную диагональ из угла в угол. Возьмите циркуль и нарисуйте окружность с радиусом в эту диагональ....). Я обещала по возможности не мучать вас цифрами. Если вам когда-нибудь захочется склеить идеальный конверт, вырезать идеальную открытку, или сконструировать идеальную рамочку для фото, то берите эту выкройку за основу и не сомневайтесь.



Что же касается расположения предметов на фотографии, то, преобразуя правило "золотого прямоугольника", совершенно определенно можно сказать следующее: если взять прямоугольное фото, провести воображаемую диагональ из угла в угол, а потом опустить на эту диагональ воображаемый перпендикуляр из другого угла, то то, что находится на пересечении воображаемых диагонали и вертикали, непременно привлечет внимание зрителя.


(Фото Деппа не мое, естественно).
Если же поместить в каждый из таких воображаемых треугольников по объекту, то снимок будет очень сбалансированным и гармоничным. У меня снимка для примера не нашлось, к сожалению, и я попыталась изобразить это мышью. Ну, не всем же быть художниками. :)


И, кроме того, если на фотографии будут присутствовать линии, совпадающие или хотя бы параллельные линиям этих воображаемых треугольников, то снимок будет привлекать внимание графикой.



Прочитав эти строки вы можете воскликнуть"Боже мой! Я всего-навсего хочу снять Васю на берегу моря и Фросю в лесу. Какие воображаемые треугольники? Может, мне еще квадратичное уравнение в уме графически изобразить?"

Не волнуйтесь. :) Все несколько проще. Если вы посмотрите внимательно на изображение треугольников на следующей фотографии, то вы увидите, что нужных нам точек пересечения линий, идущих из углов, может быть четыре.



Если вместо рисования треугольников просто разделить кадр на три части по вертикали и по горизонтали, то в месте пересечения линий мы получим те же самые точки. (Ну, почти те же самые. Очень близкие, во всяком случае). Так вот, люди и предметы, изображенные на снимке, будут выглядеть гораздо привлекательнее, если их поместить не в центре, а в пересечении верхней и левой трети кадра. Или нижней и левой. Или верхней и правой.... так, чтобы лица (или хотя бы одно лицо) попали хотя бы в одну из таких четырех точек. Особенно выразительны те снимки, на которых на пересечении третей находятся глаза.



"Все это хорошо, - скажете вы, но как же тогда быть с резкостью? Моя камера наводится на резкость по центру кадра, и у меня нет ручного фокуса".
Действительно, большинство автоматических камер фокусируются на том, что находится в центре, и часто имеют специальный квадратик в видоискателе, чтобы этот центр обозначить. Но это препятствие можно обойти. Если у вас цифровой аппарат, то, скорее всего, у него есть функция, которая по-английски называется lock focus, а как ее обозвать по-русски, я толком не знаю. Блокировка фокуса, наверное.
Практически эта функция работает так: сначала скадрируйте свой снимок так, как вы хотите его видеть в конечном итоге и запомните, как это должно быть . Переведите камеру так, чтобы ваш главный объект находился в центре и аккуратно нажмите кнопку спуска до половины. Вот это-то нажатие и блокирует фокус (камера наведется на то, что в центре, и останется наведенной на то же расстояние). Удерживая кнопку в полунажатом положении, верните камеру в исходную позицию. (лягте на коврик, ноги подтяните к груди. :)). Нажмите на спуск до конца. Единственное "но" - ваш объект при движении камеры должен оставаться на том же плане относительно камеры, где и был.
Если наведетесь на резкость, а потом отступите на три шага назад, то резкости не получится, все, что вы можете - это водить камеру влево-вправо, вверх-вниз, не удаляя ее от объекта и не приближая к нему.
Если же у вас пленочный аппарат, то поройтесь в инструкции. У многих из них есть отдельная кнопка с таким же названием и с такой же функцией - наводите на резкость, жмете на эту кнопку, перекадрируете, жмете спуск. Или, может, немного по-другому - в инструкцци все должно быть четко описано.
Если же вы стопроцентно уверены, что этой функции у вашего аппарата нет, то, скорее всего, ваш аппарат относится к самым простым и не имеет ни зума, ни фокусировки. У таких аппаратов обычно резким выходит абсолютно все, что находится от них дальше определенного расстояния (обычно все, что дальше чем 1,5-2 метра, будет в фокусе). Так что вы спокойно можете кадрировать так, как вам надо и жать на кнопку без заморочек, хотя, возможно, вам и стоить начать подумывать об апгрейде.
Итог этого урока достаточно прост:
1.Избегайте помещать свои объекты съемки в центре. Пусть снимок будет ассимметричен - как по горизонтали, так и по вертикали.
2.То, к чему вы хотите привлечь внимание зрителей (объект, лицо, глаза), желательно разместить на пересечении линий, которые делят кадр на треть. (Если вы снимете крупно малыша в шапке с помпоном, и в точке пересечения линий окажется помпон, а не глаза, то взгляд будет бессознательно задерживаться на помпоне).
Ну и задание. Возьмите свою модель. Снимите ее с учетом предыдущих уроков - крупно, без лишних предметов в кадре, и разместите ее в соответствии с правилом третей. Сделайте несколько таких снимков, варьируя положении линии горизонта (пола, поверхности стола), и выбирая разные трети снимка для размещения модели. Выберите один-два тех, что понравятся вам больше всего, и, если хотите, поместите их в комментариях.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments