polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Фотоликбез: Лишнее - вон из кадра!

Посмотрите на этот снимок.



Я сделала его чуть меньше, чем год назад от того момента, когда я пишу эти строки, в самом начале моего проявившегося серьезного интереса к фотографии. Можете ли вы сказать, о чем этот снимок? Что он вам напоминает? Какие вызывает эмоции? Можете?
Если да - значит, у вас богатое воображение. :) Я наткнулась на этот снимок, разбирая бумаги при переезде, и свободная рука моя автоматически потянулась к уголку карточки, чтобы разорвать ее надвое. А потом я остановилась. Я вспомнила тот прохладный воскресный день, когда я специально выбралась на прогулку, чтобы запечатлеть виды осеннего города. Я вспомнила музыку, игравшую на улице, вкус горячего бутерброда в кафе. Чуть позже я вспомнила и причину, по которой сделала этот снимок. Если вы всмотритесь внимательно, то где-то посередине картинки сможете обнаружить крошечную чайку, сидящую на проводах. Меня очень тронул вид птицы, которая казалась чужой и заблудившейся в большом городе, среди бетона и автомобильных выхлопов. Я сделала снимок, который, как мне казалось, должен был ясно отразить все мои мысли и чувства. Надо ли говорить, что идея потерпела полное фиаско?
Снимок никудышный, он заполнен разнообразными предметами, не связанными ни по смыслу, ни по композиции, глаза разбегаются в этом визуальном шуме, и выделить главный объект изображения практически невозможно.
Принято говорить, что хорошая фотография должна заключать в себе историю. Пусть совсем короткую, в одно предложение, но историю. Чем красочнее и эмоциональней история, тем, надо полагать, лучше снимок. В каждой истории, чтобы она была увлекательной, должен быть главный герой. В моей фотографии с чайкой герой потерялся среди других персонажей, слился с фоном, история так и не приобрела выразительность, осталась невнятным бормотанием и хаосом.
А сейчас посмотрите на следующую серию снимков. Это не лучшие снимки в моей жизни, но и не самые худшие, сняты они были походя, на всякий случай - вдруг потом приглянется.


Что вы видите на первом снимке?
Море, скалу, пару стульев, игрушки на песке, крохотный воздушный змей витает в воздухе. О чем говорит этот снимок? Да ни о чем конкретно. Может, о морском береге, но очень смутно - из снимка не явствует ни то, что берег был особенно красив, ни даже то, что погода была какой-то выдающейся. Так, просто ни к чему не обязывающий пейзаж. Глаз бродит от стульев к скале, от скалы к стульям, и не знает, на чем остановиться. Предметов меньше, чем на снимке с чайкой, но достаточно, чтобы замутить обзор. Если бы этот снимок был размещен на страницах альбома, то вы, скорее всего, пролистнули бы его, не задержав на нем взгляда.




Посмотрите на следующий снимок. На нем, по сути, изображено все то же, что и на предыдущем - та же скала, хоть и не в полном объеме, те же стулья, тот же змей. Но если я попрошу вас сказать, какой из снимков привлекает больше внимания при просмотре, то вряд ли ошибусь, если предположу, что вы назовете второй.
Почему? По простой причине - предметы на втором снимке крупнее, они больше бросаются в глаза, в результате сам снимок кажется более выразительным. Фотографируя, я сделала несколько шагов в сторону стульев, подошла к ним поближе, не изменяя ничего больше. Однако же результат моего приближения к объекту съемки заметно отразился если не на качестве снимка, то уж точно на его восприятии.
А вот и последний снимок из этой серии.


Я не говорю, что это - хороший снимок. Я показываю его для того, чтобы задать вопрос: ясно ли из этого снимка, что именно является главным его объектом? Что изображено на нем? Вряд ли вы в первую очередь скажете "море". Скорее всего, вы скажете "На этом снимке я вижу пару стульев. Они стоят на песке, на морском берегу. Над ними зонтик, который должен защищать от солнца, хотя особого солнца что-то не видно. Рядом стоит пляжная сумка. Наверное, это молодая пара приехала отдохнуть в свободный день, и неважно, что солнца не так уж и много - они возьмут свою долю радости в этот день. В просвете между стульями видна какая-то пара, которая то ли целуется, то ли просто любуется на море, прижавшись друг к другу. Может, это и есть счастливые хозяева стульев. Я и сам был так счастлив лет, наверное, надцать назад".
Может быть, вы захотите рассказать об этих стульях другую историю, отличную от моей, это не так уж и важно. Важно то, что история в снимке присутствует четко, что вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что является главной темой снимка. Лишних предметов на снимке мало, а те, что есть, малы и не отвлекают внимания от объекта съемки.
Заметьте, что в кадр не попали игрушки, и это придало немного иной акцент всей истории. Два стула подразумевают пару и романтику. Два стула и мяч с ведерком подразумевают, в первую очередь, ребенка. Но это на данном этапе не очень важно. Все, что я хотела хотела сказать этим пассажем - при съемке старайтесь подойти как можно ближе к вашему объекту. Если подойти ближе нельзя, то тогда - и только тогда - пользуйтесь зумом. На вашем снимке должен быть совершенно четко вид на главная тема. Не старайтесь охватить все сразу одним кадром - это редко удается. Если вы хотите показать скалу - пусть кадр заполняет скала. Хотите показать воздушного змея - пусть в кадре превалирует змей. Хотите стулья - подойдите ближе к стульям. Чем больше мелких деталей будет на снимке, тем больше шанс, что зритель их не заметит и не оценит. Если на снимке будет только один объект, полностью заполняющий кадр, снимок будет смотреться лучше, чем если бы его заполняли пять небольших объектов. Придерживайтесь этого правила постоянно. Перед тем, как нажать на спуск затвора, убедитесь, что в кадр не попали лишние предметы - запаркованая машина, тетка с сумкой, чья-нибудь нога. Если надо - отойдите немного в сторону, чтобы сменить угол зрения и очистить его от артефактов. Но главное - будьте как можно ближе к тому, что вы хотите снять.
Очистите снимок от ненужных деталей. Сделайте его проще.

Задание.
Да, задания выполнять надо - просто читая и не фотографируя, вы ничему не научитесь. Постить фотографии в комментах, если стесняетесь почему-то их качества, можно анонимно, мне это все равно. Если постить не получается - сканера нет, или еще что - то можно, конечно, и без этого, просто вы не получите обратной связи. Самое главное - снимать. Как можно больше. За период обучения вам придется потратить столько пленки и заполнить столько флешек, сколько при обычном режиме ушло бы за пару лет. :)
Выберите какой-нибудь объект для съемки (желательно, чтобы это было что-то из ваших вещей, выберите пару предметов, которые станут вашими фотомоделями на какое-то время. которые все время будут под рукой. Таким образом, как мне кажется, будет проще оценить, насколько вы продвигаетесь вперед). Если вам кажется скучным все время фотографировать одно и то же, то можно пойти на компромисс - пусть один объект будет произвольный, а второй все-таки из ваших вещей - плюшевый мишка, ваза для цветов, кресло... Не выбирайте только очень графические предметы - если вы решите снимать лэптоп, а не мягкую игрушку, вы, как мне кажется, сильно усложните себе задачу.
Поставьте ваш объект сначала на стол, потом на диван или в угол - как захотите. Снимите его так, чтобы было ясно, где он находится, но, в то же время, пусть будет понятно, что этот предмет - главный объект съемки. Для этого вам придется очень внимательно смотреть в видоискатель или на экранчик камеры, следить, чтобы в поле зрения не попало ничего лишнего. Хорошо бы поместить снимки здесь, в комментах, иначе я не знаю, как я смогу их увидеть.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments