polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Фотоликбез

На написание этого поста меня сподвигла юзер morochka
Я поняла, что она хотела бы научиться делать более хорошие снимки, чем может сейчас. Примерно год назад такое же желание возникло и у меня. Наверное, оно время от времени возникает и у других. И я подумала - а почему бы мне и не попробовать изложить свои мысли и знания по этому поводу связно, и не представить их на суд читателей? Начну, если получится и будет востребовано, то, глядишь, и закончу. Если не получится или окажется ненужным - ну что ж, мало ли у меня заброшеных и повисших в воздухе проектов? Так будет еще один.
В общем, вот тут самое начало, вступительное слово, а там посмотрим по мере успешности.
Идеи, которые я собираюсь изложить, разумеется, не мои, но собственно изложение - мое, и при цитировании или упоминании, буде возникнет желание, пожалуйста, ставьте ссылку.

Я не знаю, много ли в настоящий момент найдется семей, в которых нет хотя бы одного фотоаппарата. То есть, такие семьи, конечно же, есть. Я думаю, что таких семей гораздо больше, чем семей, в которых нет телевизора. Но все равно я возьму на себя смелость заявить, что таких семей становится с каждым годом все меньше и меньше - точно в той же пропорции, в которой возможность приобрести хоть какой-нибудь фотографический аппарат и приобрести доступ к обработке отснятого материала становится все доступней и проще. Стремление людей иметь фотоаппарат под рукой понятно и абсолютно обосновано. Я, к сожалению, помню еще времена, когда фотографии делались почти исключительно профессионалами. За примерами мне не придется далеко ходить. Мой сын родился в 1992 году. У меня не было в то время фотоаппарата, а если бы он и был, то от него было бы мало толку - сама я не умела ни проявлять пленку, ни обрабатывать снимки, а профессиональная помощь в то время и в том месте была недоступна. Вызов фотографа на дом был для меня дорог, а для поездки в студию ребенок был сначала слишком мал (куда в люди маленького тащить?), а потом наступила долгая и холодная дальневосточная зима (Куда тащить дитя по морозу и по автобусам?). В результате первая фотография моего сына была сделана в апреле,когда ему исполнилось семь месяцев. У меня нет снимка малыша, только привезенного из роддома. Нет снимка, на котором было бы видно, что мы пытались учиться "плавать раньше, чем ходить", снимка с первой улыбкой, с первой погремушкой в руках, с бутылочкой, с ложкой... У меня есть снимок, на котором мой семимесячный сынуля, мало похожий на себя, вцепившись в меня, испуганно таращится в зрачок фотоаппарата. Бесценные моменты его жизни существуют только в моей памяти, которая, увы, не вечна. А я ведь помню, какой у него был задумчивый вид, когда он впервые попробовал морковное пюре! Какой он был красавчик в новых вязаных ползунках! Как было бы здорово иметь камеру под рукой и запечатлеть тысячу уникальных моментов на пленку!
Шло время, положение вещей потихоньку менялось, и через три года я смогла купить первый свой фотоаппарат, кстати, как я сейчас понимаю, очень неплохой "Яшико", пленочный автомат. Мы брали его с собой везде, куда бы ни направлялись. Мы снимали все, что только попадалось под руку. Мы специально одевались, красились и вставали в позы по праздникам. Я относила рулоны пленки на проявку после любой семейной вылазки на природу.
Большая часть этих снимков закончила свое существование в мусорке, будучи изодрана на клочки. У меня обычно бывал нестерпимо большой нос, у мамы - неестественно отвисшие щеки и сальный лоб, у детей - хищный оскал, что в сочетании с красными зрачками, вообще, кажется, характерными для нашего семейства, создавало полное впечатление их принадлежности к роду вампиров.
Однако я не сдавалась. Еще через пару лет наше благосостояние и современная техника улучшились настолько, что вполне позволили мне прицениться к цифровой технике. Мы долго рассматривали образцы фотографий в витринах, слушали продавцов, которые заливались соловьиными трелями, расспрашивали знакомых. И, в конце-концов, я стала счастливой обладательницей очень недешевого в то время цифровичка от "Сони". 5 мегапикселей и обещание студийного качества!
Стоит ли говорить о разочаровании, постигшем меня в первую же неделю?
Великолепные ландшафты, закаты, захватывающие дух, дивные сценки из жизни - все это превратилось в тусклые невыразитеьные снимки на экране моего компьютера! Где обещанные цвета? Где резкость, которая должан была поразить мое воображение? Почему первый опавший лист, который так ярко золотился в лучах заходящего солнца, превратился в нечто грязно-желтое на серо-коричневом фоне? Что происходит, черт побери?
Попытки обменять камеру или просто сдать ее обратно в магазин не привели ни к чему. "Камера абсолютна исправна, мэм. Цветопередача в полном порядке, мэм. Нет, мэм, мы не в состоянии улучшить качество ваших снимков".
В грусти и в печали я отправилась в интернет - в то место, где каждый из нас может поверить полным незнакомцам красочные истории из своей жизни в цветных картинках.
По большей части ответом на мои фотографии, помещенные в различных форумах, было вежливое молчание. Я пошла дальше - я сунулась со своими фотками в форумы специализированные. Я впихивала их везде, где только могла, с восторженным писком
- "Вот, посмотрите, это я! Это моя камера, это мои фотографии!"
Чаще всего я просто не удостаивалась ответа, но несколько раз меня заметили. За эти считаные разы до моего сведения было донесено, что для производства фотографий не очень важна фотокамера, а важны голова и руки, которых, судя по всему, мне от рождения просто не дано. Три раза меня назвали элементарно дурой. Мне было чертовски обидно, но при этом я начала понимать, что, очевидно, с моими снимками что-то не так. Понять, что именно с ними не так я, однако, не могла.
"Учи матчасть!" - посоветовали однажды мне, любезно поделившись парой ссылок. Я сунулась в матчасть - и она отпугнула с самого начала обилием математических формул и физических терминов, которые я не люблю со средней школы. У меня к ним, если вы позволите мне выразиться, идиосинкразия.
По большому счету, я была бы окончательно потеряна для фотографии, а фотография - для меня, если бы не мое фантастическое упрямство. Мне, что называется, вожжа под хвост попала. Троекратной дуры я с рук спустить не могла никому, даже тeм, перед чьим умением преклонялась. Я дала себе зарок - научиться не хуже. По возможности, лучше.
Я переступила через себя и зарылась в многочисленные статьи, позже - в книги.
И постепенно я начала понимать, что же не так с моими снимками, и что можно сделать, чтобы они стали лучше. Поверьте, они стали лучше в десятки раз. И правы были завсегдатаи форумов - дело не в камере, дело в голове и руках. А голова и руки есть у каждого человека.
Я ни в коей мере не претендую на звание прекрасного фотографа. Я не буду врать, что овладела фотографией на профессиональном уровне. Я всего лишь не очень продвинутый, средний фотограф-любитель, и плетусь, наверное, в хвосте длинной очереди из гораздо более успешных любителей. Я не скажу ничего нового о фотографии, не открою ничего, что не было бы написано до меня раньше. Все, что я могу сделать - это попытаться объяснить доступно и, по возможности, без отпугивающих цифр, теорию фотографии в моем понимании. Я постараюсь изложить усвоенную мною матчасть настолько понятно и просто, насколько смогу. Если уж вы разорились на дорогую фотокамеру, то вы наверняка достойны того, чтобы ваши снимки действительно отражали и передавали в полной мере всю красоту важных для вас моментов - будь то первый шаг вашего ребенка или защита диплома. Если уж вы смогли родить такого замечательного ребенка или защитить такой сложный диплом, то вы несомненно сможете научиться делать хорошие фотографии. Это совсем несложно.

Итак, начнем. Я надеюсь, что у вас есть хоть какой-нибудь фотоаппарат. Неважно какой, лишь бы работал. Для того, чтобы сделать интересный, запоминающийся снимок, необязательно иметь сверхдорогой профессиональный механизм, вполне достаточно обычной "мыльницы" - аппарата, который делает все сам и не имеет (или якобы не имеет) никаких ручных настроек. Найдите аппарат, и было бы неплохо, если бы у вас обнаружилась к нему инструкция (иногда, если она утеряна, можно найти ее в интернете). Впрочем, если инструкции нет, то это тоже не страшно.
Перед тем, как вы начнете читать дальше, я попрошу вас отвлечься на несколько минут и достать ваш семейный фотоальбом. Пролистайте его и отложите в сторону 7-10 фотографий, которые вам особенно удались, или, может, не то, чтобы удались, но почему-то нравятся вам больше других. Потом, когда вы познакомитесь с определенными правилами фотографии, вы вернетесь к этим снимкам. Более чем вероятно, что многие из них, если не все, будут соответствовать этим правилам, которые вы умудрились уловить интуитивно, не имея даже представления о том, что они существуют.
В самом начале я сделаю важное лирическое отступление. Я буду говорить в этой книге о правилах, разных и многочисленных. Соблюдение этих правил поможет вам сильно улучшить качество ваших фотографий, и, зная правила, вы сможете понять и оценить любую фотографию гораздо грамотнее, чем делали это до сих пор. Однако существование правил ни в коем случае не делает их железобетонным законом, установленым раз и навсегда. Ни одно правило не абсолютно, и, возможно, ваш лучший в жизни снимок будет являться полным исключением из правил в буквальном смысле.
Однако же позволю себе напомнить маленькую истину, которая вполне правомерна как в мире криминала, так и в мире искусства. Для того, чтобы грамотно нарушить правила и не попасться, нужно как минимум хорошо эти правила знать.
У хорошего снимка может быть много черт, которые делают его хорошим. Я не буду их сейчас перечислять, это ни к чему. Я назову только две базовые черты, без которых фотография редко бывает приятной для глаза. Снимки обычно бывают хорошими тогда, когда на них, среди прочего, грамотно (или удачно) представлены свет и композиция.
Начнем, пожалуй, с композиции.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments