polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Я сегодня расскажу про такое понятие как компенсация экспозиции (exposure compensation). Те, кому неинтересно и те, кто все знает и без меня, просто не заглядывайте под кат, ладно?


Что такое экспозиция? Это общее количество света, попавшее внутрь вашей камеры. Если экспозиция правильная, то небо на ваших снимках будет светлым, земля - темной, а лица людей будут иметь приятный светлый тон.
Компакт-камеры и серкалки в автоматическом режиме должны, по идее, устанавливать параметры, необходимые для правильной экспозиции, без постороннего вмешательства.
Но увы.
Вы в лесу. Вы снимаете залитую солнцем поляну и гриб, спрятавшийся под елью. Поляна поражает своей яркостью, а гриб - насыщенностью цветов и контрастными цветами. Но когда вы просматриваете кадры на мониторе, или, хуже, на бумажных отпечатках, вы не можете понять - где все эти световые эффекты, которые привлекли ваше внимание? Поляна выглядит совершенно банально, блеклые цветочки среди блеклой травы, и гриб ничуть не лучше - такая же блеклая шляпка на фоне еровато-коричневой коры.
Куда все подевалось, черт возьми?
С вами такого не случалось? Ну, значит, вам повезло. Со мной такое случалось регулярно, и очень часто, просматривая полученные из мастерской фотографии, я удивлялась -"На фига я вот это сняла? И вот это?"
Но, раз я это сняла, значит, это казалось мне в тот момет красивым? А я доверяю своему вкусу. Видимо, оно и было красивым, но красивым не вышло. Почему?
Да потому, что наш глаз воспринимает гораздо больший диапазон цветов и различий в черно-белой гамме.
(предупреждаю - у меня могут быть ошибки в формальной терминологии. Возможно, эти понятия правильно було бы называть несколько иначе. Я стараюсь объяснить, а не подготовить к экзаменам, поэтому, пожалуйста, не придирайтесь к терминам).
Различия в черно-белой гамме хорошо видны на следующем примере.



Вы видите цвета - красный и желтый, что слева, что справа. То есть, их можно назвать одинаково, красный и желтый. но они ведь разные, не правда ли? (ОК, у меня слегка утрировано, нe два красных, а розовый и бордовый. Но это для простоты понимания и для того, чтобы разница была видна на любом мониторе).
Принципальная разница между цветными полосками слева и справа - не в цвете, а в черно-белой гамме. Слева - светлее. Справа - темнее. И наш глаз это хорошо различает.
Фотоаппарат построен несколько иначе. Он не может видет все разнообразие оттенков. Более того - он не должен.
Задача автоматики - воспроизвести сцену так, чтобы ее было можно рассмотреть. И не более того.
Поэтому в любых автоматических режимах встроенный в камеру экспонометр производит замер освещенности объекта. И выделяет для съемки ровно такие значения выдержки и диафрагмы, чтобы сцена на снимке оказалась нормально освещенной. За норму экспонометр берет то, что называется "Нейтральный серый" - серый цвет, по яркости приближенный к асфальту.




В результате, что бы вы ни снимали, общая яркость вашего снимка получится ровно такой - серенькой. Неинтересной.
Яркие снимки будут приглушены, темные снимки - осветлены. Вместо драматического контраста получится нечто невразумительное.
Что же делать?
Вот тут и появляется на сцене компенсация экспозиции, настройка, которая есть в большинстве камер. Если этой настройки нет, то покупать такую камеру не стоит.
Компенсация экспозиции обычно спрятана в меню и обозначается символами ev+/-.
Плюс/минус, как правило, варьирует от +2 до -2.
Что это значит?
Это значит, что, если вы снимаете белую стену, то ваша камера попытается изобразить ее как нейтральный серый. Если вы просто нажмете на затвор, стена такой и выйдет - сероватой. Вам надо, чтобы она вышла белой? Представьте в уме асфальт. Насколько стена ярче асфальта при данном освещении? Я не знаю, насколько, но она очевидно ярче. В полдень она будет ярче на все +2. В пасмурный день, возможно, на +1. Так вот, если вы снимаете вашим компактом кадр, в котором преобладают белые или просто светлые тона (снег), не поленитесь, пойдите в меню настроек и настойте компенсацию экспозициии в плюс. И тогда кадр действительно выйдет светлым. Учтите, что времени на съемку светлого кадра поребуется больше. Иногда такие кадры нельзя снять без штатива - выходит смазанно. Если вы снимаете человека на снегу в полдень, то решите, что для вас важнее. Если важен именно человек, то наводитесь на него - фон получится чересчур светлым, но лицо выйдет хорошо. Если вы хотите, чтобы и человек вышел, и снег был виден, идите в плюс - человек выйдет светлее, чем на самом деле, но зато будет различим фон со снежными горами.
Если же вы снимаете подземелье, и хотите, чтобы тени вышли таки черными, а не серенькими, пойдите опять в настройки и поставьте их на минус - допустим, -2. Или -1.5. Проверьте на экранчике, или сделайте два кадра, с разным минусом, потом выберете лучший.
В общем, при съемке любого кадра задайте себе вопрос - в какую сторону ятот кадр отличается от яркости асфальта? Он в целом темнее? Идите и настраивайте компенсацию экспозиции на минус. Он светлее? Настраивайте на плюс.
Теперь, допустим, вы не можете оценить кадр в целом - вы снимаете цветок. На ярком или темном фоне. Вам неважно, что там с фоном, вы хотите, чтобы цветок вышел хорошо. Если у вас не зеркалка, а компакт-камера, это будет проблематично, но разрешимо.
Сравните в уме этот цветок с асфальтом. Он равен асфальту по яркости? Просто жмите на кнопку.
Он нежно-розовый и светлее асфальта? Устанавливайте компенсацию экспозиции на плюс. Фон выйдет, как выйдет, но цветок получится хорошо.
Цветок темно-синий или темно-красный? Установите минус, настолько большой, на сколько, на ваш взгляд, цветок темнее асфальта. Фон, возможно, выйдет очень светлым, но вы ведь снимаете не фон, а цветок, верно?
Если у вас не компакт-камера, а зеркалка, то вы сможете регулировать компенсацию экспозиции точнее. Но общий смысл останется тот же.
Суммирую: Ваша камера стремится изобразить любой объект с яркостью, равной сренькому асфальту. Если то, что вы снимаете, ярче или темнее асфальта, то вам надо использовать компенсацию экспозиции, соответственно, в плюс или в минус, цифры - по обстоятельствам.
У меня нет картинок вам показать, но, грубо говоря, асфальт при хорошем освещении - это то, что дает экспонометр камеры по дефолту. Асфальт в сумерках (и то, что равно ему по яркости) - это -1. Мокрый асфальт в пасмурный день, темно-серый - это -2. Бежевый песочек под неярким солнцем - +1. Снег, белые цеты, белые стены в полдень - +2.
Примеры относительны, их можно использовать только как грубую наводку.
Объяснила, как могла, если есть вопросы - задавайте.
Tags: фотоликбез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments