polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii

Покажу фотографии с Мертвого моря.

Их не очень много - по правде сказать, жара стояла такая, что мне не очень-то хотелось снимать. Август - не самое лучшее место для посещения этих краев.
Поехали мы туда в выходной, с ночевкой. Обзвонили предварительно все гостиницы с приемлемым уровнем цен и выяснили, что свободных мест нет, а там, где есть, требуют останавливаться как минимум на две ночи, что нас не устраивало.
К счастью, у дочери масса знакомых, и она выяснила через кого-то номер человека, который сдает комнаты. Не то, чтобы это была большая тайна, но с бухты-барахты найти не просто.
От Беер-Шевы до Мертвого моря недалеко, мы запаслись водой и отправились в путь.
Спуск к морю крут и извилист. Правила разрешают ехать по значительной части дороги со скоростью 90 км/час, но делать этого вовсе не хотелось, я ехала гораздо медленнее. На первом же крутом повороте, посмотрев вниз, можно наблюдать вот такую картину.

Мертвое море - самая низкая точка на планете, ниже уровня моря примерно на 400 м. Ничего удивительного, что ландшафт там напоминает другую низкую точку - Долину смерти.

Спуск вниз может показаться нудным, особенно под ярким дневным солнцем - холмы, пески. Вечером, когда горы окрашены в красноватые тона, а солнце не бьет в глаза, он выглядит во много раз привлекательнее.
Когда-то я спускалась к этому морю каждый день, в течение пары месяцев - Мертвое море - основной источник работы для жителей близлежащего Арада, в которм я жила в самом начале моей израильской эпопеи. В то время я еще не прошла всех этапов, необходимых для работы врачом, и подрабатывала в небольшой клинике-спа, обмазывала туристов лечебной грязью. Ездила на работу я, естественно, на автобусе, и это одно из неприятнейших воспоминаний. Первые несколько недель при входе в автобус меня непрерывно тошнило, что при спуске, что при подъеме, и я возила с собой блевательные пакетики на всякий случай. Спускаться на машине, однако, гораздо легче.
Кстати, на иврите Мертвое море - Ям а мелах, произносится слитно. Русские люди, естественно, спуск к морю называют по созвучию спуском в яму. До меня не сразу дошло, что имеется в виду. :)

Комнатка наша оказалась совсем небольшой, с двумя кроватями, холодильником, телевизором и душевой. Впрочем, за 90 долларов это не так уж и плохо. К тому же, мы и не планировали долго там находиться.

Дорога вдоль побережья.

Из-за жары и окружающей пустыни побережье Мертвого моря не особенно населено. Пара киббуцев и оазис с отелями, остальное - горы и тишина. К югу находится большая фабрика по производству минералов, другая такая же расположена с иорданской стороны. На этом промышленность исчерпывается, воздух чист.
К слову о воздухе - он насыщен испарениями от моря, поэтому горизонт здесь всегда покрыт знаменитой густой дымкой. И в море, и в воздухе много солей брома, который действует успокаивающе, поэтому обычно здесь хорошо спится, особенно после купания.

Говорят, что из-за низкого расположения, толстого слоя озона и испарений большая часть ультрафиолетовых лучей не доходит здесь до поверхности земли, гасится атмосферой, и поэтому на берегу Мертвого моря трудно сгореть. Я не знаю, насколько это справедливо по отношению к людям с более смуглой кожей, но в отношении меня это - полное вранье. Первый раз попав на это море, я пренебрегла солнцезащитным кремом, и болела потом несколько дней. Но я вообще легко сгораю, всегда и везде.

Большая часть туристов, естественно, живет в гостиницах, которых здесь немало, с разным уровнем комфорта и цен.
Гостиницы имеют свои выходы к морю, бассейны (как ни странно, многие предпочитают купаться в них). В израильских гостиницах, надо сказать, есть совершенно уникальная черта - в них подают умопомрачительный по обилию завтрак по типу шведского стола и обильные, очень неплохие ужины. Гостиницы же обеспечивают своим постояльцам и скромный вечерный досуг.
Видимо, именно поэтому людям, которые остановились не в гостинице, после заката солнца делать на море нечего совершенно. Возможности ужина ограничивются Макдональдсом, есть еще неплохой ресторанчик при торговом центре у гостиниц, и, кажется, все. Если есть что-то еще, то я просто об этом не знаю.
Нет ни освещенной набережной для прогулок, ни баров, ничего. На берег быстро падает стремительная южная мгла, и, если у тебя нет интересной компании, ты обречен на вечер у телевизора, увы. Возможно, в северной части моря более оживленно, я не знаю, мы были в части южной, в Эйн Бокек.

Само море очень необычно. Оно чрезмерно насыщено минеральными солями, и из-за этого плотность воды очень высока. В нем не плаваешь, в нем бултыхаешься, как вареное яйцо в тузлуке (раствор для засолки рыбы, да и сала тоже).
На ощупь вода маслянистая, проводишь рукой по телу, и кажется, что оно покрыто растительным маслом. В жару бывает чувство, что ты лежишь в теплом масляном растворе.
Любая царапина при вхождении в воду начинает гореть огнем, правда, это проходит минут через 10, но со свежими ранками, стертыми мозолями, и, паче всего, воспаленным геморроем в эту воду лучше все же не лезть - неприятные минуты обеспечены!
Нельзя плавать стилем, который дает брызги - попадешь водой в глаз не себе, так соседу, а это очень больно. Нельзя нырять - попадание этой воды даже в небольшом количестве в легкие чревато реанимацией и искусственной вентиляцией легких... То есть, утонуть физически в этой вое нельзя, а вот умереть - не фиг делать.
Зато вода полезна для кожи, она становится гладкой и нежной. Говорят, что и вода, и грязь мертвого моря лечат псориаз, который, по большому счету, не лечится ничем. Сюда и приезжают на лечение, из Германии, Франции.
В бытность мою работницей курорта я обмазывала грязью человека, который работал в структурах черноморского флота, и на него возложили обязанность разговаривать с семьями погибших на "Адмирале Нахимове". Он рассказывал, что после этого псориаз появился у него за одну ночь - все тело покрыло багровыми шелушащимися корками. Такого жуткого псориаза я не видела и вправду ни у кого и никогда. Он лечился у нас месяц, но я не могу сказать, чтобы ему это помогло. Тяжелый был случай.
Говорят, что ездит на море лечить псориаз и Газманов. Еще говорят, что именно он, услышав, что в этом море запрещено нырять, пошел и немедленно нырнул со всеми вытекающими из этого последствиями. Мне это рассказывали в нашем отделении реанимации, где его якобы лечили после этого много лет назад, не знаю, правда это или байка.
Снимки самого моря у меня плохого качества - во-первых, не очень хотелось светиться там с аппаратом, публика там разная, а во-вторых, реакция купающихся на аппарат была нехорошей, о штативе не могло быть и речи. Шумные нерезкие кропы, увы, хотя я их все равно покажу.
Видимо, в людных местах надо забыть о массивной зеркалке и таскать мыльницу - как ни смешно, качество было бы во много раз лучше.
Хотя, скорее вего, мне просто, как плохому танцору, мешают при съемке разные части тела. :)

Женщинам востока в купальниках быть, ясен пень, нельзя, так и купаются, в хиджабе и прочем обмундировании.

Перед вхождением в воду многие мажутся грязью и ждут, пока она подсохнет. Мы купили пакет грязи в магазинчике, но грязь, которую продавал молодец на лодке, понравилась нам больше - она была чернее, гуще, со специфическим запахом и выглядела куда природнее, чем продукция косметических фирм.

Соляные кристаллы на берегу.

А на следующее утро после моря мы заехали в заповедник Эйн Геди.
Он славен своими водопадами и своей историей, не знаю уж, чем больше. Водопады, может, не очень высокие, но живописные, а главное - в них очень приятно залезть после подъема в горку по сорокаградусной жаре.
История же заключается в том, что именно в Эйн Геди в свое время прятался от царя Саула будущий царь Давид.
(Помните? Грозный царь Саул правил Израилем, а на окраине, в Вифлееме, рос пастушок Давид, любитель игры на арфе.
Саул согрешил перед Господом, когда после победы над одним племенем не принес в жертву весь целевший скот, как было велено ему. За это Бог отвернулся от царя, и быро предсказано, что зарство отдадут другому.
Огорчился царь, впал в дпрессию. И, чтобы развеселить его, послали за искусными музыкантами. ну и нашли Давида. Давид пришелся ко двору, Саул полюбил его. А позже пастушок прославился тем, что убил в схватке филистимлянина Голиаф, запустив ему камнем в лоб. Давид стал очень популярен, и завистливый царь не смог этого простить, и начал преследовать бывшего любимца. Тот бежал и спрятался в Эйн Геди. Описан эпизод, когда царь почти наткнулся в темноте на пастуха - зашел в пещеру помочиться, а пастух стоял у стены. Царь не увидел его в темноте; Давид же легко мог убить Саула, но не сделал этого из любви и уважения к помазаннику Божьему, а только срезал полоску ткани с его одеяния, чтобы предъявить ее после как знак любви и преданности. Впрочем, Божья кара все равно настигла Саула, он погиб в очередной битве с филистимлянами, и Давид стал израильским царем, как и было предсказано).
Так вот, якобы, пещера, куда зашел помочиться Саул, была пещерой за одним из водопадов Эйн Геди.
Кстати, традиция, видимо, продолжается - к сожалению, вдоль маршрута нет туалетов, и временами очень ощутимо попахивает мочой.

А если не считать этого, то там здорово.
Успела поймать в объектив горную козу.

Камни у водопада.

Природный каменный навес.

Вид на море по дороге вниз.