polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Кэрол Двек, Новая психология успеха

Слушаю в машину книгу Кэрол Двек, профессора психологии из Стэнфорда. Книжка называется Mindset: The New Psychology of Success, а по-русски - Новая психология успеха".
Книга рассказывает о двух возможных психологических установках, которые определяют наше отношение к жизни, учебе-работе, отношениям и прочему важному.

Установки эти закладываются в детстве; одна из них - установка роста, а вторая - фиксированная установка.
Человек с установкой роста воспринимает сложные задачи как интересные, из критики старается извлечь полезное зерно, если перед ним стоит препятствие, он ищет, как его преодолеть. Такой человек не очень зависим от похвал, у него достаточно веры в себя. Он считает, что всегда может изменить себя и улучшить свои навыки.

Фиксированная установка дает человеку убеждение, что он таков, каков есть, и изменениям не подлежит. Сложные задачи вызывают панику и желание убежать. Критика воспринимается лично, с обидами и невозможностью вычленить рациональное зерно. Человек не любит выходить из зоны комфорта и отрицает необходимость дальнейшего развития.

Установки эти не навсегда; они могут меняться со временем.
Что интересно, эксперименты, которые проводились на дошкольниках, показали, что обе установки связаны с различными типами похвалы. Если ребенка хвалить за то, что он умный, лучше всех, "Новый Пушкин/Пикассо растет", "гениальный ребенок", то это стимулирует развитие фиксированной установки. Ребенок, с одной стороны, усваивает, что он умный и стараться уже не очень и надо, а с другой стороны начинает бояться новых сложных задач - умный-то умный, но вдруг не справится и окажется не таким уж и умным? Постепенно он становится зависим от похвалы и одобрения, самоуважение при уверенности в том, что он лучше всех, парадоксально падает, критика воспринимается с гневом и чувством, что вокруг враги.

Если же ребенка хвалить за вложенные старания, то развивается установка роста. "Молодец, что не отступил, решил задачу, прошерстил интернет, перебрал варианты и т.д" Дети начинают уважать себя за умение трудиться, при этом не считают, что они самые умные и не ожидают суперпохвал, соответственно от них и не зависят.

Двек приводит пример - если ребенок слишком быстро решил задачу, не надо хвалить его за быстроту. Лучше сказать - "О, эта задача для тебя слишком легкая. Давай-ка вот эту попробуй".

Я думаю, этот эксперимент частично объясняет, почему дети из семей, где ими вечно недовольны, нередко успевают в жизни лучше, чем из семей, где на детей не надышатся. При этом у первой группы детей вполне себе может быть обида на родителей за "недолюбили-недохвалили", без понимания, что иначе у них не было бы такого стремления к успеху. Ну и своих детей, они, когда придет черед, начинают воспытывать исходя из того, чего им самим так остро не хватало. Выращивая предпосылки для удивления - ну ведь все вложили, что могли, чего этим детям еще не хватает?
Tags: типа психологическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments