polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Некоторые люди думают абсолютно по-разному. Я это поняла не раньше класса пятого.
У меня до пятого класса были сложности с математикой. При том, что читать до сотни я уже лет в пять умела, и плюс-минус никаких проблем не доставлял. Но задачки с иксами, умножение-деление и многоступенчатые арифметичeские задачки ставили меня в тупик. Я помню, как тупо пялюсь в учебник и не понимаю - хоть убей - чего от меня хотят. Пялюсь час, пялюсь два. Вместо того, чтобы идти гулять. Вечером приходит с работы отец, и я иду к нему. Он читает задачку, хмыкает - чего тут понимать - и начинает объяснять. Но от его объяснений мне не становится лучше - объяснения сливаются в поток слов, которые не имеют для меня никакого смысла, и в которых я немедленно теряюсь (у меня и до сих пор есть эта черта, я не в состоянии выслушать внимательно ни одно длинное сухое объяснение, даже очень важное. Отключаюсь автоматически к концу первого предложения).
Отец объясняет мне второй раз, третий. Теряет терпение. Спрашивает - "Ты что, дура?" А я и сама уже думаю, что я - полная дура. Я абсолютно ничего не понимаю. Голова гудит от усталости. Хочется спать. Задачка не сделана. Мать начинает ругаться - сделай уже за нее эту задачку, ну не понимает она, пусть спать идет, что с нее толку. Отец не соглашается - мол, что, за нее всю жизнь кто-то будет задачки решать? Я чувствую себя в аду. Кстати, не помню, чем там кончалось - делал отец за меня задачку или нет, это было уже неважно, важно было то, что я ощущала себя непроходимой идиоткой, тупой, безнадежной никчемухой, что полностью соответствовало тому, что говорили родители.
Я была полностью уверена, что если бы задачку взялась объяснять мать, я бы все поняла. Я всегда понимала все ее объяснения. но она отказывалась - говорила, что математика не ее конек, и пусть отец объясняет, раз уж я сама не могу.
А в пятом классе мне случайно что-то там по математике объяснил чужой человек, бывший в гостях. Объяснил так, как могла бы это сделать мать, если бы захотела. и мне стало все кристалльно ясно, и как-то пошла у меня математика, и не было с тех пор трудностей. Гением математическим я не стала, но предмет полюбила, и получала пятерки.
И вот тогда до меня дошло. Отец всегда объяснял словами, в которых был заключен сухой смысл, и смысл этот до меня не доходил. Потому что я не очень-то умею мыслить абстрактно. А в детстве совсем, видимо, не умела. А мать объясняла образами, и образы до меня доходят прекрасно.
Как я потом умудрялась находить образы в математике, я уже не помню, но факт, что умудрялась, и даже однажды поняла на образном уровне принцип действия логарифмической линейки, и смогла объяснить его отстающей Наташке Забиркиной, и та вышла к доске и получила хорошую оцанку, а учительница сказала мне спасибо, так и сказала "Спасибо за Забиркину", и я это помню до сих пор.
Отец отлично знал математику, он вообще был очень умным, но у меня в то время практически не было шансов его понять. Он, может, и сумел бы объяснить образами, но ему не приходило в голову, что это то, что мне надо. Он злился на меня, что я его не понимаю, а толку-то от этого.
Но самое обидное - мои дети совершенно не понимают моих объяснений. Говорят, что я совершенно не умею объяснять и только все путаю. В такие минуты я чувствую себя почти так же, как тогда в детстве, перед отцом. Тотальный провал способности общаться и доносить свои мысли.
Резиденты же и студенты, в свою очередь, вполне довольны моими объяснениями. Допустим, я из года в год объясняю, почему манжетка для измерения давления должна подходить по размеру. Слишком большая манжетка даст ложно низкий замер давления, слишком узкая - высокий замер. Резидентам бывает сложно это понять, и тогда я говорю: "Представьте себе, что вы в лесу, где глубокий свежевыпавший снег. На вас обычные ботинки. Вы ступаете в снег и что? Проваливаетесь. Потому что вы давите на снег слишком сильно. Вы - узкая манжетка для измерения давления. А теперь представьте, что вы надели снегоступы и ступили на тот же снег. И вы остаетесь на поверхности, потому что ваше давление на снег теперь меньше, оно распределено на большей поверхности. Вы только что увеличили размер манжетки для измерения давления!" И в этот момент резиденты обычно говорят - "О! Вот оно как! теперь все ясно!"
А детям моим неясно. Возможно, они поняли бы моего отца. Возможно, он бы им помог. С математикой-то у них всегда было хуже, чем у меня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments