polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Некоторые люди думают абсолютно по-разному. Я это поняла не раньше класса пятого.
У меня до пятого класса были сложности с математикой. При том, что читать до сотни я уже лет в пять умела, и плюс-минус никаких проблем не доставлял. Но задачки с иксами, умножение-деление и многоступенчатые арифметичeские задачки ставили меня в тупик. Я помню, как тупо пялюсь в учебник и не понимаю - хоть убей - чего от меня хотят. Пялюсь час, пялюсь два. Вместо того, чтобы идти гулять. Вечером приходит с работы отец, и я иду к нему. Он читает задачку, хмыкает - чего тут понимать - и начинает объяснять. Но от его объяснений мне не становится лучше - объяснения сливаются в поток слов, которые не имеют для меня никакого смысла, и в которых я немедленно теряюсь (у меня и до сих пор есть эта черта, я не в состоянии выслушать внимательно ни одно длинное сухое объяснение, даже очень важное. Отключаюсь автоматически к концу первого предложения).
Отец объясняет мне второй раз, третий. Теряет терпение. Спрашивает - "Ты что, дура?" А я и сама уже думаю, что я - полная дура. Я абсолютно ничего не понимаю. Голова гудит от усталости. Хочется спать. Задачка не сделана. Мать начинает ругаться - сделай уже за нее эту задачку, ну не понимает она, пусть спать идет, что с нее толку. Отец не соглашается - мол, что, за нее всю жизнь кто-то будет задачки решать? Я чувствую себя в аду. Кстати, не помню, чем там кончалось - делал отец за меня задачку или нет, это было уже неважно, важно было то, что я ощущала себя непроходимой идиоткой, тупой, безнадежной никчемухой, что полностью соответствовало тому, что говорили родители.
Я была полностью уверена, что если бы задачку взялась объяснять мать, я бы все поняла. Я всегда понимала все ее объяснения. но она отказывалась - говорила, что математика не ее конек, и пусть отец объясняет, раз уж я сама не могу.
А в пятом классе мне случайно что-то там по математике объяснил чужой человек, бывший в гостях. Объяснил так, как могла бы это сделать мать, если бы захотела. и мне стало все кристалльно ясно, и как-то пошла у меня математика, и не было с тех пор трудностей. Гением математическим я не стала, но предмет полюбила, и получала пятерки.
И вот тогда до меня дошло. Отец всегда объяснял словами, в которых был заключен сухой смысл, и смысл этот до меня не доходил. Потому что я не очень-то умею мыслить абстрактно. А в детстве совсем, видимо, не умела. А мать объясняла образами, и образы до меня доходят прекрасно.
Как я потом умудрялась находить образы в математике, я уже не помню, но факт, что умудрялась, и даже однажды поняла на образном уровне принцип действия логарифмической линейки, и смогла объяснить его отстающей Наташке Забиркиной, и та вышла к доске и получила хорошую оцанку, а учительница сказала мне спасибо, так и сказала "Спасибо за Забиркину", и я это помню до сих пор.
Отец отлично знал математику, он вообще был очень умным, но у меня в то время практически не было шансов его понять. Он, может, и сумел бы объяснить образами, но ему не приходило в голову, что это то, что мне надо. Он злился на меня, что я его не понимаю, а толку-то от этого.
Но самое обидное - мои дети совершенно не понимают моих объяснений. Говорят, что я совершенно не умею объяснять и только все путаю. В такие минуты я чувствую себя почти так же, как тогда в детстве, перед отцом. Тотальный провал способности общаться и доносить свои мысли.
Резиденты же и студенты, в свою очередь, вполне довольны моими объяснениями. Допустим, я из года в год объясняю, почему манжетка для измерения давления должна подходить по размеру. Слишком большая манжетка даст ложно низкий замер давления, слишком узкая - высокий замер. Резидентам бывает сложно это понять, и тогда я говорю: "Представьте себе, что вы в лесу, где глубокий свежевыпавший снег. На вас обычные ботинки. Вы ступаете в снег и что? Проваливаетесь. Потому что вы давите на снег слишком сильно. Вы - узкая манжетка для измерения давления. А теперь представьте, что вы надели снегоступы и ступили на тот же снег. И вы остаетесь на поверхности, потому что ваше давление на снег теперь меньше, оно распределено на большей поверхности. Вы только что увеличили размер манжетки для измерения давления!" И в этот момент резиденты обычно говорят - "О! Вот оно как! теперь все ясно!"
А детям моим неясно. Возможно, они поняли бы моего отца. Возможно, он бы им помог. С математикой-то у них всегда было хуже, чем у меня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments