polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Я прочитала у Алики про "Чайку" и вдохновилась перечитать пьесу. Я ее после школы пыталась перечитывать, давно, не пошла тогда она у меня.
Если бы не Алика, я вряд ли когда-нибудь к ней бы вернулась.
И вот читаю.
Мысль первая: кто, какой идиот решил, что это надо читать в восьмом классе? Что может такая глубокая вещь вызвать в душе восьмиклассника, кроме скуки и ненависти к классике?
Мысль вторая: блин, я, кажется, до "Чайки" доросла.



Я сейчас напишу, что я думаю про эту пьесу.
Чехов необычайно талантлив, и поэтому во многих местах "Чайки" я живо вижу себя. Все мое восприятие ее переломлено через призму узнавания себя и близких. Поэтому мое видение (как и видение любого человека) субъективно, и ничего с этим не поделаешь, да и не надо.

Пьеса начинается с пьесы. С той самой, про куропаток и мировую душу.
Пьесу написал молодой человек Треплев, сын знаменитой актрисы. Он беден, влюблен, он родился у донельзя эгоцентричной матери, и он имеет роскошную коллекцию всех комплексов мира.
Пьеса его, конечно, унылое говно. А чего вы хотите от первой пьесы неопытного автора? Практически все дебюты - унылое говно. Однако там есть находки - запах серы, красные глаза дьявола. Две прекрасных находки - это, знаете ли, совсем неплохо для дебютанта.
Пьесу обсирают и любимая девушка, и мать. В отношении матери (Аркадиной) сыну я вообще четко вижу свои отношения с матерью. Когда не дождаться ни любви, ни поддержки, когда тебе только и дают понять, что ты - никто, ничтожен, не то, что некоторые настоящие люди.
Вот реплики Аркадиной по отношению к сыну, которые могли быть просто подслушаны в наших разговорах с матерью:

  • Аркадина. Это зависть. Людям не талантливым, но с претензиями...

  • Аркадина. Оставь меня! Ты и жалкого водевиля написать не в состоянии. Киевский мещанин! Приживал!
    Треплев. Скряга!
    Аркадина. Оборвыш!


  • А Треплев совсем не лишен таланта, и через два года он постепенно становится признанным писателем. Жил бы дольше - стал бы знаменит не менее Тригорина.
    Впрочем, мать и к успеху его то ли равнодушна, то ли болезненно ревнива.

  • Ирина Николаевна, вы рады, что у вас сын писатель?
    Аркадина. Представьте, я еще не читала. Все некогда.

  • Подслушал нас Чехов, право слово, подслушал... Мои стихи, мои усилия, ее отношение ко мне...
    Неудивительно, что Треплев неуверен в себе, скептически относится к собственным талантам, считает, что он ничтожество, и что весь свет видит, какое он ничтожество. Брат, млин. :( Единственное отличие - Аркадина время от времени просит у сына прощения, когда в моей жизни прощения просила безвариантнo я. Но Чехов не был настолько циничен.
    Треплев, конечно, влюблен. Сильно, страстно и считает, что счастье без этой любви у него быть не может. Это, впрочем, естественно при такой нелюбви к себе - происходит перенос ценностей с себя на другого человека. Болезненный перенос, который и приводит к самоубийству Треплева в конце. Я сама, слава Богу, этой участи избежала, но на грани была, чего уж там.

    Следующий персонаж - Маша. Эдакое эмо, влюбленное в Тереплева, но со здоровым практицизмом. В начале рассуждает наивно, что, мол, лучше ходить в отрепьях и побираться, чем страдать от несчастной любви. Причем совершенно ясно, что самой ей никогда ходить в отрепьях не приходилось, и она не представляет, что это такое.
    Со временем она выходит замуж за любящего, но нищего учителя, рожает от него ребенка, но ни мужа, ни ребенка не любит, и продолжает вертеться возле Треплева. То есть, никогда не повзрослевшее эмо, знай себе глушит водку и рассуждает о тяжести жизни. Персонаж мне не особо симпатичный.
    Ее муж, Медведенко, любит ее верно и нежно. Но он человек бедный и скучный. Скорее всего, скучный потому что бедный. Бедность - она не располагает к остроумию, а, наоборот, подталкивает в каждом разговоре задавать неуместные вопросы типа "А сколько получает синодальный певчий?"
    У него на шее мать, братишки, а потом еще и жена с ребенком. Жалко его, хотя скучен он безмерно. Порядочный он человек, добрый.
    Доктор Дорн. Душка. Если по молодости я была вылитый Треплев (поскольку я девочка, а не мальчик, то, пожалуй, я была Треплев в обличье Маши), то теперь я все больше и больше склоняюсь к образу Дорна. Сколько ему там по пьесе? 55? Ну, воможно, в 55 я буду именно такой. Обожамс. Броневой его должен был бы играть в кино.
    Тригорин. Знаменитый писатель, который не любит своей известности, а любит удить рыбу. Приезжает на дачу с Аркадиной, потом походу заводит роман с Ниной, коим романом ее и губит (честно - он ее не губил. Она сама бросилась в омут чуйств со всеми последствиями. Тригорин не настолько любит женщин, чтобы их добиваться. Он пассивно позволяет им себя подбирать, а когда есть возможность, сваливает от них с удочкой.
    Он говорит про себя, что у него нет воли. Он, конечно, врет. Воля у него есть, к писательству. Многие ли могут заставить себя как он - каждый день, по часам, без выходных, садиться за стол и писать, писать, писать? Он просто не так уж любит женщин, поэтому к ним у него нет воли, ему все равно. А попытался бы ему кто-нибудь навязать, о чем и как писать - хотела бы я на это посмотреть.
    Конечно, от Нины он должен был отказаться, но не захотел. Типичный такой подход тех, кто любит сладенькое и идет под девизом "сучка не захочет - кобель не вскочит". Если бы не это, я бы его нежно любила.
    Сорин, дядя Треплева. Пустой человек, хоть и неплохой. Прожил жизнь, плывя по течению. Чего-то по молодости хотел, но духу не хватило ни на что, действовать он не умеет и никогда не умел. Так и остался одинокий, с горькими сожалениями об упущенных возможностях. Я таких людей знаю. Без комментариев.
    Кто там остался? Нина? Чайка? Вот к ней у меня четкого отношения нет. Она никакая в пьесе. Вроде, любит, страдает, идет за любимый в трагедию и позор, а я не верю. Бесхарактерная она какая-то в пьесе. То, что она делает - это как бы поступки, но то, как она это делает, не вяжется с силою и трагизмом поступков. Типа, безвольная жертва обстоятельств, погубленная мимоходом настоящим героем. Еще она говорит в конце, что стала настоящей актрисой, но я и этому не верю. Не тянет она на настоящую актрису. Аркадина - сучка, но без сомнения настоящая, а эта - ни рыба, ни мясо. Наверняка она и на сцене такая. Неудивительно, что она ни Тригорина не удержала, ни успеха не добилась, ни даже элементарно вроде Маши замуж не вышла за того, кто любит. Только всплески рук, да в голосе надрыв. Чего там чайка? Не уважаю, сорри.
    Ни одной пары с нормальными, здоровыми отношениями, с нормальной, здоровой и зрелой любовью. Единственный полностью состоявшийся в жизни человек - Дорн - благополучно и довольно одинок.
    Все страдают, у всех тот или иной психический надрыв, всем, всему составу пьесы, флаг в руки и шагом марш к психотерапевтам. Но психотерапевтов тогда не было, а если бы они были, то не было бы пьесы.
    Представьте себе, что они все излечились. Нина вышла за Треплева, они родили ребенка, Аркадина ушла со сцены и стала любящей бабушкой. Пинетки вяжет, варенье варит.
    Маша ушла в монастырь, Медведенко ударился в сельское хозяйство, и, с помощью меньших братишек и сына стал продавать молочишко с мясом, вышел из нищеты, женился на домовитой крестьянке.
    Тригорин уехал в имение, забросил писательство и удит рыбу с Дорном каждый день.
    Ну и что тогда читать? Тьху, а не сюжет, право слово.
    Вот такая вот чайка.
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 26 comments