polet_fantazii (polet_fantazii) wrote,
polet_fantazii
polet_fantazii

Читаю интересную книжку, Decoding love by Andrew Trees.
Эта книжка - попытка взглянуть на любовные отношения с точки зрения науки, или, как выразился сам автор, попытка догадаться, как выглядели бы романы Джейн Остин в переложении Чарльза Дарвина и Адама Смита.
Вчера я прочла главу про выбор и возможность выбора.


Мы все думаем, что выбор - это здорово, и что чем выбор больше, тем оно здоровее. А Трис приводит ссылки на исследования, которые прямо говорят, что мы не очень-то любим выбор, а большой выбор нас просто пугает. Одно из исследований проводилось в супермаркете. Исследователи пставили стол с бесплатными пробниками варенья. В первый день пробовать можно было шесть видов варенья. Треть покупателей, попробовавших хоть что-то, банку варенья купили. На следующий день видов варенья на пробы было двадцать. Казалось бы - варенье такое, варенье сякое, ходи, пробуй. Но выяснилось, что а) никто не попробовал больше видов варенья, чем в тот день, когда их было шесть, б) варенья почти вообще никто из пробовавших не купил. Выбор оказался настолько широк, что оттолкнул людей.
Следующее исследование касалось крупных покупок. Какие-то покупки можно было вернуть обменять, а какие-то - нельзя. И выяснилось, что люди, купившие то, что нельзя обменять, в целом оказались более довольны покупкой. Причем не потому, что они ее сильнее хотели, а потому, что сработал защитный психологический механизм, знакомый нам как "Используй то, что под рукою, и не мечтай найти другое".
Ну, и под конец он приводит данные социологического исследования о браках. Оказывается, те браки, которые заключены без спроса молодых, по выбору родителей (в Индии и сейчас так женятся) если и были несчастнее браков по любви в начале, оказались значительно счастливее тех же браков по любви по истечении времени. Механизм тот же самый.
Чем больше мы смотрим по сторонам перед свадьбой, чем лучше и качественнее пару стараемся себе подобрать, тем больше шансов, что внутренний процесс выбора никогда не остановится, что чужая трава всегда будет зеленее, и выбор либо никогда не будет сделан, либо никогда не удовлетворит "покупателя".
Лично для меня это было довольно неожиданно. Принцип "смотри хорошенько, перебирай получше" оказывается, не верен. Или частично верен, но проигрывает старенькому "стерпится-слюбится" в долговременном масштабе.
Еще там про моно/полигамию хорошо написано, но у меня сегодня пороха не хватит пересказать. :)
Tags: типа психологическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments